Главная страница


Книги:

В.Н.Мясищев, Личность и неврозы (1960)


Отношения человека к действительности и материалистический монизм в психологии

Общественно-историческое понимание человека в учении марксизма-ленинизма как совокупности общественных отношений объединяется с естественноисторическим павловским учением о высшей нервной деятельности человека, обеспечивающей его отношение к действительности.

Понимание того, что психика является продуктом, отражением, следствием, выражением, проявлением общественных отношений является основой советской психологии. Однако полной реализации этого принципа в конкретных вопросах с той последовательностью, с какой это должно было бы вытекать из приведенных взглядов классиков марксизма, мы еще не добились и добьемся лишь тогда, когда в освещении каждой формы психической деятельности будем показывать, что существующий лишь в системе общественных отношений, сформированный ими человек, как одновременно организм и личность, не может жигь, развиваться, проявлять свою жизнедеятельность иначе, как в отношениях его к объективной, в первую очередь общественной, действительности. Психику отдельного человеческого индивида необходимо поэтому рассматривать как систему его индивидуальных отношений, обусловленных сформировавшими его общественными отношениями.

В развитие этого положения мы коснемся здесь некоторых основных вопросов психологии.

Исходя из изложенного и из того, что каждый предмет можно определить в разных планах, можно рассматривать и определять психологию как науку различно. Поскольку психика есть функция или свойство высокоорганизованной материи — мозга, постольку психологию можно определить как науку о функциях или свойствах мозга.

Но психика и сознание — это отражение объективной действительности. Высшая нервная деятельность, характеризуемая у всех животных рефлекторными свойствами, т. е. объективным отражением, в высших его формах — у человека — приобретает еще особое свойство — объективного образа действительности. Поэтому психология может быть также определена и как наука о высшей рефлекторной деятельности человека в единстве субъективного и объективного отражения.

Психология изучает высшую нервную, или психическую, деятельность человека в его отношении к окружающему, поэтому ее можно определить как науку о человеке в его отношениях к действительности, в то время как физиология высшей нервной деятельности изучает закономерности корковой динамики, обеспечивающей эти отношения животных и человека.

Приведенные определения психологии, конечно, не противоречат друг другу и, выделяя психологию как особую науку, теснейшим образом связывают ее с физиологией высшей нервной деятельности.

Пока речь шла об отношениях человека без достаточного уточнения и конкретизации этого понятия применительно к человеку. Как видно, самое широкое и общее понятие отношения это — понятие связи, зависимости.

Изредка пользуются термином «отношение» как синонимом смысла, говоря «в этом отношении» как «в этом смысле». Необходимо понятие «отношения» раскрыть в его более конкретном психологическом содержании.

Все виды психической деятельности в самом широком понимании можно рассматривать как известную форму отношения. Этому широкому смыслу соответствует известное положение К. Маркса и Ф. Энгельса о том, что «человек присваивает себе свою разностороннюю сущность разносторонними способами, т. е. как целостный человек». В этом участвует каждое из его «человеческих отношений к миру — зрение, слух, обоняние, вкус, чувство, мышление, созерцание, ощущение, хотение, деятельность, любовь, — словом, все органы его индивидуальности».

В этом же широком смысле И. П. Павлов говорит об ощущениях как о «наипростейших субъективных сигналах объективного отношения к действительности».27 Так же можно говорить о восприятии, воспоминании, внимании, фантазии и т. д., в которых всегда осуществляется какое-то отношение человека к действительности, и под углом зрения этой связи надо объективно рассматривать все виды психической деятельности. Здесь отношение выступает как общий принцип психологии.

Наряду с освещенным здесь общим теоретическим смыслом этого термина мы встречаемся в психологии, педагогике, литературе и в повседневной жизни с более конкретным, специальным и практическим значением этого понятия, например, когда мы говорим, что человек уважает, любит, интересуется, ценит,, доверяет, привязан, предан или безразличен, небрежен, враждебен, холоден, поверхностен и т. д. Эти понятия могут быть без изменения смысла заменены общим сказуемым: человек относится с уважением, с любовью, с интересом, враждебно, поверхностно, безразлично и т. д.

Если обобщить только что перечисленное, то можно сказать,, что при этом имеется в виду основанная на индивидуальном опыте избирательная, осознанная связь человека со значимым для него объектом.

Соответственно этому нужно остановиться на входящих в это определение понятиях. Единственной наукой, которая занимается отдельным человеком не только как объектом, но и как субъектом, является психология. Если для субъективной идеалистической психологии субъект понимается как сознающий или переживающий дух или душа, то для материалистической и объективной психологии субьект — это материальный объект, человек, владеющий на основе своей общественно-трудовой истории высокоразвитым мозгом и благодаря этому являющийся сознательным индивидуумом, активным деятелем, субъектом. Отношение человека поэтому объективно, как реально существующая связь между человеческим индивидом и предметами объективной действительности. Но оно одновременно и субьективно, так как принадлежит субъекту, человеческому индивиду, деятелю, получает в его сознании субъективное отражение.

Человек является индивидом в органическом и психологическом смысле. Отношения человека основаны на индивидуальном опыте, представляя собой систему его индивидуальных временных связей. В отличие от животных, у которых их онтогенетический опыт выполняет функции, в значительной степени подчиненные по отношению к филогенетическому, у человека индивидуальный, онтогенетический, основанный на условнорефлекторной деятельности и обобщенный речью, опыт играет решающую роль. По происхождению и содержанию этот опыт, иначе эти связи, является, как известно, общественным.

Избирательность у животных имеет стихийно-бессознательный врожденно-инстинктивный характер, и лишь у высших животных она в известной степени обусловлена индивидуальным опытом. У человека избирательность приобретает обобщенный, сознательный характер, причем человек, ориентируясь в обстоятельствах жизни, выделяет себя из окружающего, одновременно сознает сам себя.

На уровне развития собаки избирательный характер реакций отчетливо выражен и определен характером раздражителя, его качеством и интенсивностью, его связью с безусловным раздражителем, заряженностью центров безусловного рефлекса.

Физиологическая действенность раздражителя основывается на его биологической жизненной значимости. У собаки действенность раздражителя определяется его связью с жизненно важными сложными безусловными рефлексами при заряженности нх центров. У человека жизненная значимость обстоятельства определяется общественной значимостью в связи с его общественной практикой.

Источники значимости, воздействия для человека в отличие от животного заключаются в прочности временных связей, создаваемых и укрепляемых условиями общественного опыта, в их доминировании над другими и сосредоточении на.них максимальной активности соответствующих им реакций.

Сознательность, заключающаяся в способности правильно отражать действительность в ее основных чертах, отдавать себе отчет в смысле воздействия и обстановки и сообразовать действия с обобщенным содержанием опыта, в физиологическом плане связана с ролью речи в деятельности человека, иначе с обобщающей и отвлекающей ролью второй сигнальной системы. Принципиальные пути физиологического объяснения здесь, таким образом, ясны, но требуется, конечно, дальнейшая конкретная разработка этих вопросов.

Тот факт, что отношения у человека, по словам И. П. Паз-лова, перешли во вторую сигнальную систему, обозначает, чго его отношения к действительности опираются не только на непосредственно чувственный материал анализаторов, но обобщены речью, адресуются не только к отдельным предметам, лицам и конкретным ситуациям, но и к их существенным связям, т. е. к их смыслу.

Наконец, отношения человека в отличие от животных связаны не только с настоящим или прошлым, но имеют перспективный характер, основанный на знании объективных закономерностей и на предвидении будущего.

Отношения человека реализуются в действиях, поступках и в целостном поведении; формируясь в общении и практической деятельности, они и осознаются в процессе практики. Об отношениях человека поэтому можно объективно судить по действиям, поступкам, поведению, в том числе и речи. Они представляют факты связи человека как объекта-субъекта с объективной действительностью в ее многообразии, включая ее вторичное идеальное отражение.

Естественно возникает вопрос, есть ли надобность говорить об отношениях, когда реально существуют лишь действия, имеющие рефлекторный характер и происхождение. На это, мне кажется, можно ответить утвердительно.

Условный рефлекс, представляющий временную связь, И. П. Павлов называет иногда «временным отношением».28 В этом плане оба понятия более всего сближаются. Однако, как говорилось выше, условный рефлекс — это понятие частичной, временной связи элемента объективной действительности (раздражителя) с частичной реакцией организма. Отношение организма, человека — понятие связи целостного организма с предметами и процессами объективной действительности, реализуемой всеми реактивными возможностями человека, т. е. понятие отношения имеет в виду целое (организм человека), которое реализуется в частях — рефлексах. Отношения человека не представляют суммы отдельных рефлексов, действий или поступков и т. п. Реализуясь в них, они к ним не сводятся. Представляя обобщенную систему реакций, действий и поступков человека в целом, они выражаются единством, а не суммой реакций. Отношение человека поэтому является одним из выражений павловского принципа системности, согласно которому организм и личность человека, как сложнейшая система, имеют основанные на временных связях избирательные тенденции реагирования.

Учитывая закон подчинения части целому, нужно помнить, что правильный анализ частных связей — отдельных рефлексов — может быть осуществлен лишь с учетом роли части в системе целого. Соответственно этому полное и правильное освещение отдельных рефлексов предполагает учет их роли и места в системе отношений и жизнедеятельности организма в целом.

Значение питания в системе отношений и жизнедеятельности животного позволило К. П. Павлову развернуть широкие и многозначительные исследования условных пищевых рефлексов.

Понятие отношения связано, естественно, и с понятием динамического стереотипа, но не исчерпывается им. Динамический стереотип в строго экспериментальном плане — это постоянная последовательность характера и размеров приобретенных реакций, возникающая вследствие постоянства и последовательности раздражителей определенного качества и силы. В томе II «Павловских сред» есть указание И. П. Павлова на то, что «стереотип— это тоже отношение, это известные формы нервной деятельности», что понятие стереотипа «теперь нужно вложить в понятие отношений».

На высказанную Э. А. Асратяном мысль, что системность является высшей формой синтетической деятельности, И. П. Павлов, однако, отвечает решительным отрицанием, указывая на то, что стереотипия — одно из средств приспособления, так как при перемене условий нужно переделываться, стереотипия представляет ограниченность, а не силу.

Существенным по сравнению с понятием динамического стереотипа является то, что отношение человека включает «смысл» временной связи. И. П. Павлов указывал, что временные связи могут иметь внешний, поверхностный, случайный характер, могут выражать и глубокие, существенные, внутренние связи. Очевидно, смысловая связь относится к самым глубоким внутренним связям. Чем эти временные связи отличаются друг от друга физиологически, мы еще не вполне ясно себе представляем. Это, видимо, требует разработки вопросов о второй сигнальной системе.

Нельзя при этом не подчеркнуть, что подобно тому как вторая сигнальная система существует в единстве с первой, точно так же обобщенный смысл реакций нельзя оторвать от конкретного фактического содержания реакций. В конкретном многообразии проявления отношений всегда включен обобщенный их смысл.

Важно также отметить, что понятие «отношения человека», охватывая текущие процессы, включает и перспективу определенных реакций, не ограничиваясь реакциями только в настоящем, предусматривает характер их и в будущем. Любовь и вражда, ответственность или безответственность, интерес или безразличие, поверхностность или глубина характеризуют текущие реакции или действия, но и определенную их повторность в связи с характером человека, определяют перспективную линию его поведения. Это значит, что, говоря об отношении, мы имеем в виду не только процессуальный, но и потенциальный характер реакций,который позволяет нам предвидеть поведение лица в отношении к тем или иным предметам или обстоятельствам жизни в будущем. В процессе воспитания мы стремимся сформировать принципиальность и устойчивость отношений, без наличия которых невозможно развитие полноценной личности.

Таким образом, отношения человека в специальном психологическом смысле представляют собой сознательную, активную, избирательную, целостную, основанную на индивидуальном общественно-обусловленном опыте систему временных связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами. Эта избирательная связь, реально осуществляемая в особенностях его отдельных действий и поступков, представляет обобщенное внутреннее условие системы его действий, выражающих основанное на индивидуальном опыте жизненное значение того или иного факта или события для человека.

При этом человек в его отношениях рассматривается как активный деятель, избирательно связанный с действительностью, характеризующийся этой избирательностью и на основе ее направляющий свою преобразующую природу деятельность.

В связи со значимостью для философии и конкретных наук, и в частности психологии, как общественно-исторических, так и естественноисторических понятий отражения и отношения обращает на себя внимание отсутствие анализа связи между этими понятиями.

Классики отечественной физиологии (И. М. Сеченов, И. П. Павлов) называли рефлекторную деятельность отражательной. Речь шла при этом только об объективном отражении. Основоположники марксизма-ленинизма говорили о психике и сознании как об отражении объективного мира в сознании субъекта. Сравнивая первое со вторым, мы можем прийти к выводу, что отражение в сознательной психике человека является свойством высшей ступени объективной отражательной деятельности мозга.

Как известно, у классиков марксизма-ленинизма, в частности у Энгельса, мы находим рассмотрение различных сторон психики как отражения. Существенным вкладом в этой области является положение В. И. Ленина об отражении, носящем живой, а не мертвый, зеркальный характер, о единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики и, наконец, о том, что «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его». Именно в связи с этой замечательной ленинской формулой возникает вопрос о связи понятий отношения и отражения в общетеоретическом и конкретно-психологическом плане.

Можно указать на ряд моментов, связывающих оба понятия. Сознательное отношение человека предполагает сознательное отражение действительности. Чтобы сознательно отнестись, надо сознательно отразить (воспринять, понять) тот или иной факт. В этом единстве может обнаружиться и расхождение. Можно отражать, «сознавать» факт, но никак к нему не относиться, т. е. относиться безразлично. Но к фактам также можно относиться страстно и пристрастно. Уметь быть объективным — значит, несмотря на страстное отношение, отражать действительность так, как она есть, объективно, правильно. Пристрастно положительно относиться к человеку — значит переоценивать достоинства его и быть слепым к его недостаткам, и, наоборот, пристрастно отрицательно относиться — значит отражать только темные стороны лица или факта. Таким образом, чрезмерно выраженное субъективное отношение влечет за собой субъективно искаженное отражение действительности. Здесь активно избирательный характер отношения в своей чрезмерности препятствует объективно правильному отражению.

Вместе с тем глубокое отражение действительности в се познании требует активного отношения к ней, глубокого интереса.

Человек как субъект отражает не только объективную противостоящую ему и вне его находящуюся действительность, но и свое состояние и свое отношение к ней. Поэтому в психологии понятие отражения относится не только к внешней предметной действительности, но и к эмоциям, потребностям человека, отражающим как объективную действительность, так и изменения состояний человека и их связь с внешними условиями.

Одним из существенных недостатков психологии и ее перестройки на основах марксизма-ленинизма и павловского учения является то, что применяя общие теоретические принципы, такие, как отражение, она неудовлетворительно осуществляет свои задачи конкретной науки, которая должна показать особенности и частные закономерности отражения в психической деятельности человека. Сказать, что восприятие, мышление, эмоция и воля представляют собой отражение, достаточно для философского понимания психики и сознания, но психология, как коя-кретнзя наука, должна показать особенности отражения в этих различных психических процессах.

Познавательная деятельность, как деятельность отражения, совпадает с познавательным отношением. Рефлекторный, отражательный, процесс при этом характеризуется наличием субъективного образа объективной действительности. В стремлении, страсти, желании, воле отражение объекта цели, стремления является лишь условием действенного или волевого отношения, которое характеризуется не только осознанием объекта, но и активным воздействием на него, переделкой его.

В обоих разбираемых примерах познания и воли роль отношения и отражения различна. В психологических понятиях стремления, страсти («страстного отношения») отражение объективной действительности связано с выраженным во всей сосредоточенной силе избирательно-положительным отношением субъекта к объекту, правильно понять и научно объяснить которое можно, лишь вскрыв его общественную и индивидуальную историю.

Точно так же важное не только для психологии, но и для философии и педагогической практики понятие воли, характеризуя известный уровень развития, с которым связаны процессы регуляции человеком своей деятельности, иначе саморегуляции, и известный вид отражения действительности, является в то же время видом активного преобразующего отношения человека к различным сторонам объективной действительности и к себе самому.

Таким образом, психическая деятельность, представляя единство субъекта и объекта, является вместе с тем единством отражения и отношения. Объективная действительность отражается субъектом, который относится к этой объективной действительности. Одной из задач психологии, как конкретной науки, является выяснение различной связи отражения и отношения в разных психических процессах и свойствах.

Эту сложную проблему мы здесь только ставим и значение ее подчеркиваем в целях дальнейшей разработки.

Исторический материализм и отношения человека
Отношения человека и система понятий психологии



Современная медицина:

Оглавление:

Обложка

Отношения человека к действительности и материалистический монизм в психологии


Поиск по сайту:



Скачать медицинские книги
в формате DJVU

Цитата:

В положительных опытах раздражающие концы электродов находились или в самих ядрах Даркшевича, или в соприкосновении с ними (рис. 138). При отрицательном эффекте, полученном в одном из случаев, наблюдалось почти полное разрушение ядра Даркшевича, один из электродов при этом находился в ядре Якубович-Вестфаль-Эдингера.

Медликбез:

Народная медицина: чем лучше традиционной?
—•—
Как быстро справиться с простудой
—•—
Как вылечить почки народными средствами
—•—


Врач - философ; ведь нет большой разницы между мудростью и медициной.
Гиппократ


Медицинская классика