Главная страница


Книги:

В.Н.Мясищев, Личность и неврозы (1960)


Заключение

Изложенное позволяет утверждать, что исследование всех сторон психической деятельности настоятельно требует теоретической и эмпирической разработки понятия отношений человека. Между тем, в существующей психологической литературе пользуются этим понятием как известным и определенным, применяя его без теоретического и критического анализа.

Всякое психологическое понятие может быть применено и извращено в ненаучных, антимарксистских концепциях. Гегельянская философия, идеалистически исказив понятие отношения, сделала его средством мистификации и извращения, а не решения философских, исторических и психологических вопросов. В метафизической концепции эволюции Г. Спенсера понятие отношения занимает видное место.

В. И. Ленин показал психофизический параллелизм и механицизм во взглядах «стыдливого материалиста» Абеля Рея, много говорившего об отношениях. В психологической арубежной литературе понятие отношения применяется поверхностно, описательно, идеалистически, иногда в явно реакционных целях (Штрассер, Дессуар, Саливен, Мюллеш, Славсон и др.).

Марксизм-ленинизм, показав реальные отношения человека, их общественно-историческую обусловленность и жизненную значимость, не только заставляет нас признать изучение человека в его отношениях к действительности важным теоретическим принципом и специальной проблемой психологии, но и позволяет уяснить его методическое значение. Это методическое значение исследования человека в его отношениях заключается, во-первых, в том, что поиход к человеку с позиций его отношений решительно преодолевает разрыв формы и содержания, процесса и предмета психической деятельности, так как отношение не может рассматриваться без объекта.

Во-вторых, такое рассмотрение реализует рефлекторный принцип, диалектико-материалистический характер которого заключается в исследовании организма в единстве со средой. Отношение человека вытекает из воздействий внешнего мира, основывается на накопленном опыте, на временных связях с действительностью и выражается избирательностью наших реакций и воздействий на предметы окружающей действительности.

В-третьих, рассматривая отношения человека как продукт его индивидуального опыта, как определенность его временными связями, иначе говоря, его историей развития, психология идет по пути подлинно генетического для человека общественно-исторического исследования.

В-четвертых, изучение отдельных рефлекторных процессов как отдельных частей или сторон жизнедеятельности человека должно идти рука об руку с изучением его в целом, поскольку относиться может не часть человека, не отдельные процессы в человеческом организме, а весь человек как сознательный индивид. Исследование же человека как «относящегося» с неизбежностью обязывает рассматривать его не только как объект, но и как субъект.

В-пятых, рассмотрение человека в системе его отношений к действительности, основанной на системе общественных отношений, в которые он включен и которые его сформировала, позволяет правильно охарактеризовать человека как личность, т. е. общественную индивидуальность, а не только биологическую особь и преодолеть то рассмотрение человека как изолированного от общества индивида, которое классики марксизма-ленинизма справедливо называли робинзонадой.

Некоторые психологические вопросы только с этой позиции становятся понятными. Например, противоположность таких проявлений, как грубость или нежность, не является имманентным свойством характера, а определяется любовью и уважением к одним, враждой и пренебрежением к другим.

Известно далее, что успешность представляет производное (при равной подготовке) от способности и старательности. Однако неодинаковая успешность по одному и тому же предмету у разных учителей, даже при одинаковом мастерстве обоих, свидетельствует о различном отношении к педагогу, а вместе с этим и к преподаваемому им предмету с вытекающими отсюда колебаниями успешности.

Память, представляющая след прошлого опыта, как известно, в величайшей степени зависит от интереса, и, следовательно, без учета этого отношения нельзя правильно освещать проблему памяти. Это относится в такой же мере к пониманию, воле, воображению и т. п.

Важным методическим следствием исследования человека в его отношениях является то, что отношения к людям рассматриваются не односторонне, как отношения к объектам, ибо другие люли являются не только объектами, но и субъектами отношений. Отношения людей друг к другу приобретают характер двусторонности — взаимоотношения с отдельными людьми и коллективами (школьным, производственным и т. п.). Этот двусторонний характер отношения к людям сравнительно с отношением ко всем остальным сторонам действительности и особенно значим, и требует правильного учета его в системе изучения и практики.

Поэтому изучить человека в его связях с действительностью — значит изучить отношение человека к действительности, значит, в первую очередь, изучить человека во взаимоотношении с другими людьми. Отношение вообще не существует. Оно существует либо между чем-то и чем-то как соотношение между объектами, либо оно существует как отношение кого-то к чему-то: организма к предмету, в полном смысле этого слова, человека-субъекта к объекту. Оно, наконец, существует как взаимоотношение субъектов — людей.

Теоретические вопросы психологии отношений связаны неразрывно с психологической практикой, т. е. такой практикой, характер и результаты которой требуют знания психологии человека. Сюда относятся, например, вопросы руководства человеком в смысле организационной и административной работы, педагогические вопросы воспитания и обучения, медицинские вопросы распознавания, лечения и предупреждения   болезней.

Высокая идея социалистического гуманизма находит свое совершеннейшее выражение в мыслях и делах основоположников марксизма-ленинизма, характеризующих коммунистическое отношение к человеку.

Строительство социализма поставило задачи воспитания нового человека и выработало методы этого воспитания. В великих испытаниях героической борьбы и всемирно-исторических побед оно сделало идею о новом человеке реальностью. Многочисленные факты борьбы за коммунизм и побед коммунистического строительства показали нам высокие морально-волевые качества коммунистов-ленинцев.

Чем же характерен психологический склад этого нового человека? На первый план здесь выступают особенности коммунистического отношения: коллективизм в отношении к людям, патриотизм, основанный на любви к социалистической Родине, коммунистическое отношение к труду как основному смыслу и источнику радости жизни, отношение к самому себе, сочетающее скромность с требовательностью, чувство собственного достоинства с действенной самокритикой, стремлением и способностью видеть, честно признавать и исправлять свои недостатки. Замечательный советский педагог А. С. Макаренко, характеризуя «горьковский оптимизм», умение проектировать лучшее, указывая на требовательность, связанную с уважением к человеку как выражением социалистического гуманизма, говорил, что «такое отношение к человеку есть отношение марксистское».

А. С. Макаренко указывал, что в «дореволюционной педагогике, как и в дореволюционном обществе, отношения человека к человеку разрешались как отношения индивидуумов, т. е. отношениям двух свободных самостоятельных миров... В нашей педагогике можно говорить о воспитании товарища, об отношении члена одного коллектива к члену другого коллектива.,, которые связаны своими обязательствами и отношениями с коллективом, своим долгом по отношению к коллективу, своей честью по отношению к коллективу, своими движениями по отношению к коллективу... Вопрос отношения товарища к товарищу— это не вопрос любви, не вопрос соседства, а это вопрос ответственной зависимости».

Из изложенного ясно, какое значение имеет проблема отношений человека в системе взглядов этого крупнейшего теоретика и практика советской педагогики. Основными положениями ее являются коллективизм, подчиняющий индивидуальные отношения коллективным, единство уважения, ответственности личности и требовательности к ней во взаимоотношениях членов коллективов, учащихся и педагогов, воспитание навыков усилия и выполнения обязанностей и долга, единства отношений на словах и на деле.

Не ставя себе здесь задач развития этих положений, мы упомянем лишь о единстве в педагогическом процессе воспитания и обучения, как об одном из принципов советской педагогики. Из этого принципа вытекает признание огромной важности для успешности в учебной деятельности отношения учащихся к своим обязанностям, к учебному предмету и к педагогу.

Наконец, говоря о психологической практике, мы указали на медицинскую практику. Эта сторона обычно не привлекает внимания ни психологов, ни философов. Между тем здесь много важного психологического, педагогического и общественно-организационного материала, значимого и в практическом и общетеоретическом плане. Процесс лечения есть прежде всего процесс живого взаимодействия между лечащим врачом и больным. Часто врачи этого не понимают и забывают, что больной — это не только объект, но и субьект. Лечащий врач, относясь к больному как к субъекту, должен организовать весь остальной медперсонал и создать обстановку с учетом этого обстоятельства.

Конечно, вопросы отношений больного и его взаимоотношений приобретают особую значимость при психогенных заболеваниях или при неврозах и психотерапии, однако они важны при всяких заболеваниях. Лечение в форме психотерапии заключается в изменении с помощью, прежде всего, словесного воздействия отношения больного к травмирующим его обстоятельствам жизни, к людям и себе, к своей болезни и в устранении или разрешении болезнетворных противоречий и конфликтов.

Психологическая практика, в частности в организационном руководстве, педагогическом процессе и лечебно-профилактическом воздействии, выявляет огромную роль отношений человека, позволяет находить в них богатейшие источники психологического познания и плодотворного приложения его к жизни.

Таким образом, диалектико-материалистическое естествознание, общественные науки, а следовательно и психология, изучают объективную действительность в ее основных существенных связях и отношениях, в ее развитии. Высшая нервная деятельность человека, характеризуя исторически позднейший этап развития живых существ, отличается особенностями его отношений к действительности — сознательным личностным характером их. Поскольку  высшие, позднейшие   «инстанции» превосходят деятельность низших, сознательные отношения человека являются важнейшим регулятором его поведения.

Изучение человека в его отношениях к действительности является одним из основных принципов объективно-психолдги-ческого исследования. Вместе с тем различные виды отношения человека к действительности в их.особенностях являются одним из важнейших разделов психологии.

Принцип исследования человека в его отношениях и проблемы его отношений нашли известное отражение в разных работах по психологии, однако до сих пор эти вопросы не подвергались достаточно глубокой теоретической и достаточно полной эмпирической разработке.

Поэтому важной очередной задачей психологии является разработка вопросов психологии, исходя из принципа исследования человека в его отношениях к действительности, изучение основных видов отношений человека и хода их развития в зависимости от условий жизни.

Освещение вопроса об отношениях человека как одном из философски основных, но не разработанных в психологии понятий, раскрытие общественно-исторического смысла и естественнонаучной основы его является необходимым условием разработки психологической теории и практики.

Соответственно этому мы пытались сочетать философское, конкретно научное и практическое значения понятия отношения, рассматриваемого широко и крайне разнообразно применяемого в философии и практической жизни.

Дискуссия по психологии, развернувшаяся на страницах журнала «Вопросы философии», прошла мимо вопроса об отношениях человека. Вместе с тем философское обоснование психологических проблем в этой дискуссии не было достаточно связано с вопросами конкретно научного характера и с вопросами практики, что отрицательно сказалось и на самом теоретическом освещении. Может быть с этим было отчасти связано и то, что проблемы отношений в этой дискуссии не были затронуты.

Отношения человека и система понятий психологии
ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ



Современная медицина:

Оглавление:

Обложка

Заключение


Поиск по сайту:



Скачать медицинские книги
в формате DJVU

Цитата:

Расстройства тазовых органов, говоря вообще, могут наблюдаться при поражении разных отделов нервной системы. Но подавляющее большинство их приходится на заболевания спинного мозга. При спинальных процессах эти расстройства составляют почти правило, при поражении других органов нервной системы — казуистическую редкость.

Медликбез:

Народная медицина: чем лучше традиционной?
—•—
Как быстро справиться с простудой
—•—
Как вылечить почки народными средствами
—•—


Врач - философ; ведь нет большой разницы между мудростью и медициной.
Гиппократ


Медицинская классика