Главная страница


Книги:

В.Н.Мясищев, Личность и неврозы (1960)


Диалектический материализм и изучение действительности в ее связях и отношениях

Как известно, диалектика рассматривает природу не как механическую совокупность разрозненных предметов, а как единое, непрерывно развивающееся целое, в котором отдельные предметы находятся во взаимной связи, в многосторонней зависимости друг от друга. Касаясь вопроса о сущности диалектического подхода к действительности, противоположного эклектическому, В. И. Ленин указывает, что этот подход представляет чзучение предметов, во-первых, во всесторонних связях, во-вторых, в их развитии, в-третьих, на основе практики, в-четвертых, с учетом тех сторон и связей, которые существенны в конкретных условиях и целях рассмотрения.

Соответственно этому каждый предмет, в частности всякий организм, должен изучаться в существенных его связях или стношениях с окружающей действительностью. Это положение является диалектико-материалистическим принципом, реализованным в мичуринской биологии и павловской физиологии.

Одной из важнейших сторон революции в философии, которая была осуществлена Марксом и Энгельсом, явилось то, чт они диалектику идей, положенную в основу гегелевской идеалистической философии, осветили на основе диалектики вещей, объяснив субъективное как вторичное, как отражение объективного.

Касаясь в «Философских тетрадях» ряда вопросов, связанных с положением Гегеля: «истина явления есть существенное отношение», В. И. Ленин пишет, что из этого, являющегося на 9/10 шелухой, положения надо сначала выделить диалектико-материалистическое содержание.

Указывая на поучительность гегелевского анализа каузальности, недостаточность и пустоту голого понятия взаимодействия, В. И. Ленин говорит, что при применении отношения причинности речь идет о требовании посредства (связи), что понятие как целое включает все отдельные стороны отношения. «Совокупность всех сторон явления, действительности и их (взаимо)отношения — вот из чего складывается истина. Отношения (= переходы = противоречия) понятий = главное содержание логики, причем эти понятия (и их отношения, переходы, противоречия) показаны как отражения объективного мира. Диалектика вещей создает диалектику идей, а не наоборот.  Гегель гениально угадал в смене, взаимозависимости всех понятий, в тождестве их противоположностей, в переходах одного понятия в другое, в вечной смене, движении ПОНЯТИЙ ИМЕННО ТАКОЕ ОТНОШЕНИЕ ВЕЩЕЙ, ПРИРОДЫ».

Таким образом, В. И. Ленин, отбрасывая шелуху и беря здоровые зерна из гегелевской философии, показал, что отношение понятий есть отражение отношений между предметами объективной, материальной действительности, все предметы или явления которой связаны с другими и познаются в их всесторонних и существенных связях — отношениях, в их движении, постоянной смене, переходах.

Это диалектико-материалистическое понимание поставило идеалистическую диалектику Гегеля с головы на ноги.

Материалистическая психология мыслится в единстве с физиологией головного мозга. Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности сделало  реальным  «слитие»  (Павлов) психологии с физиологией. Этот   вопрос  неоднократно обсуж дался в современной психологической печати, но естественно научное понимание психики как высшей нервной деятельности по И. П Павлову, в связи с проблемой отношений освещено недостаточно.

Если общепринятым является положение о том, что учение И. П. Павлова представляет диалектико-материалистическое учение об организме, то еще недостаточно оценено то, что учение И. П. Павлова дает возможность генетически и содержательно подойти к освещению процесса индивидуального развития человека в его общественной обусловленности и, таким образом, подойти к пониманию общественно-исторической и физиологической природы человека в их единстве.

Вводные замечания
Исторический материализм и отношения человека



Современная медицина:

Оглавление:

Обложка

Диалектический материализм и изучение действительности в ее связях и отношениях


Поиск по сайту:



Скачать медицинские книги
в формате DJVU

Цитата:

Соответственно этому принципу учета содержания не только ставится вопрос о том, внимателен больной или нет, сохранена или нарушена у него память и способен ли он к усилию или нет, но вопрос ставится и о том, к чему больной внимателен, к чему нет, что помнит, чего не помнит, в чем способен к усилию, в чем нет.

Медликбез:

Народная медицина: чем лучше традиционной?
—•—
Как быстро справиться с простудой
—•—
Как вылечить почки народными средствами
—•—


Врач - философ; ведь нет большой разницы между мудростью и медициной.
Гиппократ


Медицинская классика