Главная страница


Книги:

В.Н.Мясищев, Личность и неврозы (1960)


Диалектический материализм и изучение действительности в ее связях и отношениях

Как известно, диалектика рассматривает природу не как механическую совокупность разрозненных предметов, а как единое, непрерывно развивающееся целое, в котором отдельные предметы находятся во взаимной связи, в многосторонней зависимости друг от друга. Касаясь вопроса о сущности диалектического подхода к действительности, противоположного эклектическому, В. И. Ленин указывает, что этот подход представляет чзучение предметов, во-первых, во всесторонних связях, во-вторых, в их развитии, в-третьих, на основе практики, в-четвертых, с учетом тех сторон и связей, которые существенны в конкретных условиях и целях рассмотрения.

Соответственно этому каждый предмет, в частности всякий организм, должен изучаться в существенных его связях или стношениях с окружающей действительностью. Это положение является диалектико-материалистическим принципом, реализованным в мичуринской биологии и павловской физиологии.

Одной из важнейших сторон революции в философии, которая была осуществлена Марксом и Энгельсом, явилось то, чт они диалектику идей, положенную в основу гегелевской идеалистической философии, осветили на основе диалектики вещей, объяснив субъективное как вторичное, как отражение объективного.

Касаясь в «Философских тетрадях» ряда вопросов, связанных с положением Гегеля: «истина явления есть существенное отношение», В. И. Ленин пишет, что из этого, являющегося на 9/10 шелухой, положения надо сначала выделить диалектико-материалистическое содержание.

Указывая на поучительность гегелевского анализа каузальности, недостаточность и пустоту голого понятия взаимодействия, В. И. Ленин говорит, что при применении отношения причинности речь идет о требовании посредства (связи), что понятие как целое включает все отдельные стороны отношения. «Совокупность всех сторон явления, действительности и их (взаимо)отношения — вот из чего складывается истина. Отношения (= переходы = противоречия) понятий = главное содержание логики, причем эти понятия (и их отношения, переходы, противоречия) показаны как отражения объективного мира. Диалектика вещей создает диалектику идей, а не наоборот.  Гегель гениально угадал в смене, взаимозависимости всех понятий, в тождестве их противоположностей, в переходах одного понятия в другое, в вечной смене, движении ПОНЯТИЙ ИМЕННО ТАКОЕ ОТНОШЕНИЕ ВЕЩЕЙ, ПРИРОДЫ».

Таким образом, В. И. Ленин, отбрасывая шелуху и беря здоровые зерна из гегелевской философии, показал, что отношение понятий есть отражение отношений между предметами объективной, материальной действительности, все предметы или явления которой связаны с другими и познаются в их всесторонних и существенных связях — отношениях, в их движении, постоянной смене, переходах.

Это диалектико-материалистическое понимание поставило идеалистическую диалектику Гегеля с головы на ноги.

Материалистическая психология мыслится в единстве с физиологией головного мозга. Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности сделало  реальным  «слитие»  (Павлов) психологии с физиологией. Этот   вопрос  неоднократно обсуж дался в современной психологической печати, но естественно научное понимание психики как высшей нервной деятельности по И. П Павлову, в связи с проблемой отношений освещено недостаточно.

Если общепринятым является положение о том, что учение И. П. Павлова представляет диалектико-материалистическое учение об организме, то еще недостаточно оценено то, что учение И. П. Павлова дает возможность генетически и содержательно подойти к освещению процесса индивидуального развития человека в его общественной обусловленности и, таким образом, подойти к пониманию общественно-исторической и физиологической природы человека в их единстве.

Вводные замечания
Исторический материализм и отношения человека



Современная медицина:

Оглавление:

Обложка

Диалектический материализм и изучение действительности в ее связях и отношениях


Поиск по сайту:



Скачать медицинские книги
в формате DJVU

Цитата:

В дальнейшем своем течении меланхолия выражается нередко все усиливающимся равнодушием ко всему и полным отупением, когда больные, например, не узнают окружающих, забывают кто они, и мало помалу доходят до совершенно животного состояния: more brutorum vitain exigent, как говорит Аретей (надо думать, что материалом для этого описания послужили случав раннего слабоумия и, быть может, органических поражений мозга, ближайший характер которых, разумеется, не может быть установлен).

Медликбез:

Народная медицина: чем лучше традиционной?
—•—
Как быстро справиться с простудой
—•—
Как вылечить почки народными средствами
—•—


Врач - философ; ведь нет большой разницы между мудростью и медициной.
Гиппократ


Медицинская классика